Стереотипы о лжецах по М. Гладуэллу

Иллюзия прозрачности, стереотип поведения и Феномен презумпции правдивости.

«Почему мы не понимаем, когда незнакомец врет нам в глаза?  Почему зачастую мы заочно судим о незнакомце более точно, чем после личной встречи с ним?

Феномен презумпции правдивости – правда у нас в приоритете: мы исходим из предположения, что все, с кем мы вступаем в контакт, ведут себя честно.[…]

Чтобы отключить презумпцию правдивости, нужен, как называет это Левин, «спусковой крючок». И тут просто подозрения или укола сомнения будет недостаточно. От презумпции правдивости мы отказываемся, только когда получаем явные свидетельства того, что наше исходное представление неверно. Иначе говоря, мы ведем себя не как ученые-скептики, кропотливо собирающие свидетельства в пользу истинности или ложности теории, прежде чем сделать вывод. Мы поступаем ровно наоборот: начинаем с веры и прекращаем верить, только лишь когда больше уже не можем отмахнуться от своих сомнений и опасений.[…]

Презумпция правдивости — это основополагающее обстоятельство, которое объясняет множество особенностей человеческого поведения, которые иначе объяснить просто невозможно. […]

Иллюзия прозрачности и стереотип поведения

«Согласно теории прозрачности, поведение человека и его манера держаться — в том виде, как мы их наблюдаем снаружи, — дают нам подлинную и достоверную информацию о том, что он чувствует внутри. Прозрачность — еще один важнейший инструмент, к которому мы прибегаем, чтобы понять незнакомца. Если мы не знаем человека, не имеем возможности пообщаться с ним или у нас нет времени как следует его понять, мы думаем, что нас выручат его манера вести себя и мимика.»[…]

…был такой случай: женщина-мусульманка пришла в суд в никабе, скрывавшем все, кроме глаз. Судья попросил ее снять никаб, но женщина отказалась. Тогда судья отклонил ее иск, поскольку решил, что не сможет справедливо рассудить спор.

Он так пояснил свою позицию: «Когда я слушаю показания человека, мне просто необходимо видеть его лицо и наблюдать, что с ним происходит. »

Если вы не снимете эту штуку, я не увижу вашего лица, не смогу заключить, правду ли вы говорите, и не пойму определенных черт вашего поведения и темперамента, которые должен знать для ведения процесса».

Как вы думаете, прав ли этот судья? […]

Мы считаем, что мимика — это окно, которое позволяет заглянуть в душу человека.[…]

Это, мягко говоря, чепуха. …раз уж на то пошло, стоит также призадуматься, нужно ли лично встречаться с няней, собираясь нанять ее, или назначать кандидату очное собеседование, прежде чем предложить ему место.[…].

Иллюзия прозрачности сродни презумпции правдивости. Проблема в том, что наши стратегии взаимодействия с незнакомцами глубоко ошибочны, но при этом социально необходимы. Нам нужно, чтобы система уголовного правосудия, наем на работу и выбор няни сохраняли человеческое лицо. Однако требование человечности означает, что приходится мириться с морем ошибок. В этом и заключается парадокс общения с незнакомцами. Мы сплошь и рядом справляемся с этой задачей просто ужасно.[…]

…Если вы убеждены, что внешний вид и манеры незнакомца — ключ к его внутреннему миру, […] то это неминуемо приведет к ошибкам.[…]

…причина заключается в иллюзии прозрачности. Мы склонны решать, искренен ли человек, глядя на манеру его поведения.

Четко говорящих, уверенных людей, отличающихся крепким рукопожатием, общительных и обаятельных мы считаем правдивыми. А нервных, уклончивых, заикающихся, неуверенных в себе, дающих многословные путаные объяснения, подозреваем в нечестности.

Несколько лет назад проводился масштабный социологический опрос, в котором приняли участие тысячи людей из 58 стран мира. Так вот, 63% респондентов заявили, что считают главным признаком обмана «отведенный взгляд». Мы думаем, что лжецы в реальной жизни ведут себя так же, как и в телесериалах: телеграфируют окружающим о своих скрытых помыслах.

Это, мягко говоря, чепуха.

Лжецы вовсе не обязательно отводят взгляд. Но Левин подчеркивает, что именно упрямой верой людей в какой-то набор невербальных сигналов, выдающих обман, и объясняется тот повторяющийся сценарий, который он обнаруживает с помощью своих «видеолжецов». Говорящие, в которых мы все не ошибаемся, — это те, что вписываются, у кого степень правдивости вполне соотносится с внешними признаками. Пунцовая Салли попадает в эту категорию. Ее поведение соответствует стереотипу обманщицы. […]

Когда Гарри Маркополос расследовал аферу Бернарда Мейдоффа, он в какой-то момент обратился к опытному журналисту Майклу Окранту, который специализировался на финансовой тематике. Маркополос убедил Окранта серьезно отнестись к той мысли, что Мейдофф, вероятнее всего, мошенник, и журналист попросил Мейдоффа дать ему интервью.

Но что было дальше?

«Меня впечатлили не столько ответы Мейдоффа, сколько его поведение, — вспоминал Окрант годы спустя. — Разговаривая с ним, никак невозможно было заподозрить, что перед тобой прожженный мошенник. Помню, я еще подумал: “Если Маркополос прав и этот парень и впрямь устроил пирамиду и прокручивает деньги, то либо он лучший актер, которого я видел в жизни, либо чистой воды социопат”. Понимаете, Мейдофф не демонстрировал ни малейшего намека на вину, стыд или раскаяние. Он держался весьма спокойно, расслабленно, и даже казалось, что это интервью его забавляет. Он как будто бы говорил: “Ну кто в здравом уме будет меня подозревать? Смешно, право слово!”»

Бернард Мейдофф не вписывался в стереотип. Он оказался лжецом, обладающим манерами честного человека. И на Окранта, — который умом понимал, что дело все-таки нечисто, — личное общение с Мейдоффом произвело настолько сильное впечатлением, что журналист не стал копать дальше. И можно ли его за это винить?

Как известно, презумпция правдивости дает мошеннику преимущество. А уж если добавить к этому не вписывающееся в стереотип поведение, нетрудно понять, почему Мейдофф так долго водил за нос множество весьма неглупых людей.

А почему столь многие политики, встречавшиеся до войны с Гитлером, так фатально в нем ошиблись? Потому что он тоже не вписывался в стереотипы. Помните замечание Чемберлена о том, как фюрер при встрече обеими руками пожал его руку? Британский премьер истолковал это как свидетельство симпатии и доверия. Обычно так оно и есть на самом деле. Но только не в случае с Гитлером. Это был отъявленный лжец с манерами рубахи-парня. […]

Люди, которые вписываются в стереотипы, оправдывают наши ожидания. Их намерения соответствуют поведению. А вот те, кто не вписывается, смущают и ставят в тупик. […]

…мы выстроили мир, где систематически дискриминируются все те люди, которые помимо воли опрокидывают общепринятые смехотворные представления о прозрачности человеческого поведения.[…]

Презумпция правдивости — критически важная стратегия, которая время от времени неизбежно заводит в тупик. Прозрачность эмоций и поведения, казалось бы, вполне здравое представление, на деле оказывается не более чем иллюзией. В обоих случаях, однако, возникает один и тот же вопрос: как мы должны поступать, смирившись с недостатками этих инструментов?»

Литература:

Малкольм Гладуэлл. «Разговор с незнакомцем: Почему мы ошибаемся в людях и доверяем лжецам». 

Читать ещё:

Теория алкогольной близорукости по М. Гладуэллу

Про ложь

Ложь по О.Фрай

Оцените статью
АКТУАЛЬНЫЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ
Добавить комментарий