Искусство тратить деньги

Каждый общественный класс живет согласно своим нормам и принципам, которые прививаются в семье и школе, их главная задача — установить границу, подчеркнуть отличие от других сословий. При этом Бурдье употребляет термин «класс» не в том значении, которое использовал Карл Маркс, а понимает под ним, прежде всего, окружение, определенный социальный срез.

Бурдье исходит из того, что выводы, справедливые для французского общества, актуальны и для других. Его основной тезис о том, что сдержанность, скромность — это возникшая благодаря нужде добродетель, лучше всего иллюстрирует пример низших классов.

Когда не хватает самого необходимого, возникают своеобразный вкус, покорность перед неизбежностью и смирение перед лицом судьбы.[…]

… членам какого-либо класса невозможно в полной мере постичь схему восприятия и систему ценностей другого класса, так как они рассматривают его сквозь призму своих ценностей. Говоря о низших сословиях, Бурдье подчеркивает, что у них развивается недостаток собственного «вкуса к необходимому». Теперь уже невозможно докопаться до причины, является ли бедственное существование следствием неблагоприятных финансовых условий или это результат развития того самого своеобразного вкуса.

Доказательством того, что подобный вкус способен оказывать продолжительное воздействие, является то, что ремесленники и мелкие предприниматели, которым удалось достичь благосостояния, часто не знают, «что теперь делать с такими деньгами». Любуясь своим накопительным счетом в банке, они испытывают такое же удовлетворение (или даже еще большее), как при реальном потреблении всех тех товаров и услуг, которые они теперь могут себе позволить. Однако многочисленные возможности, скорее всего, не будут реализованы, поскольку, в противном случае, владелец средств почувствует себя мотом и растратчиком.

По мнению Бурдье, недостаточно владеть миллионом, чтобы жить, как миллионер. Тому, кто смог подняться по социальной лестнице, требуется еще долгое время, если не вся жизнь, чтобы научиться в новых жизненных условиях расходовать деньги, то есть делать то, что раньше считалось мотовством.  В связи с этим Бурдье ссылается на Норберта Элиаса, описашего (как и многие другие) случай, когда герцог Ришелье снабдил своего сына кошельком с деньгами, чтобы тот смог научиться тратить деньги, как человек благородного происхождения. Когда же молодой человек все-таки принес деньги обратно, отец выбросил их в окно, чтобы хоть нищие что-то от этого выиграли.[…]

Согласно Элиасу, искусство тратить деньги было в 17 веке признаком, отличавшим аристократов от экономной и нацеленной на получение прибыли буржуазии. В наши дни этот признак отличает крупную буржуазию от мелкой.

Рабочий, который в витрине магазина видит часы стоимостью 20 000 франков, завидует не тому, что существуют такие часы, а думает о том, что такую сумму денег он бы потратил на что-то совершенно иное. Потому что в его систему ценностей не укладывается, как такую сумму можно потратить на приобретение такой безделушки, как часы. По мнению Бурдье, при всем желании этот рабочий не сможет поставить себя на место тех, кто живет в другой социальной среде, так же как невозможно, находясь внутри своего социального слоя, рассмотреть его объективно, в перспективе.

Бурдье утверждает, что прямая зависимость между доходами и потреблением — лишь видимость.

Самые существенные различия в обществе обусловлены укладом жизни социальных слоев. «Разумный» уклад низших слоев предполагает отказ от эстетической направленности при выборе товаров. Покупается только то, что необходимо, потому что чувство символической победы, которое сопутствует покупке некоторых вещей, представителям низших слоев не дано испытать.

По мнению Бурдье, специалисты отделов продаж точно знают, как обойти внутреннюю цензуру небогатых покупателей. Некоторые товары позиционируются как единственная возможность стать владельцем вещи по особой, сниженной цене, и тогда покупка «разрешается».

В своих эмпирических изысканиях Бурдье приходит к выводу, что в низших слоях общества менее развито самоуважение и позиционирование себя и принято следовать конформистскому принципу, когда надо поступать «как все», чтобы не выйти за общепринятые рамки.

Бурдье противопоставляет решению ограничиваться лишь необходимым потребность испытывать наслаждение.

Литература:

Райцле В. Роскошь — источник благополучия: Будущее глобальной экономики/ Вольфганг Райцле; Пер. с нем. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2005 — 197 с.

Оцените статью
АКТУАЛЬНЫЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ
Добавить комментарий