Теория алкогольной близорукости по М. Гладуэллу

Теорию алкогольной близорукости предложили психологи Клод Стил и Роберт Джозефс; ее суть в том, что главный эффект алкоголя — сужение эмоционального и ментального поля зрения.

В результате, по словам авторов теории, наступает «состояние близорукости, в котором поверхностно понятые непосредственно воспринимаемые аспекты ситуации оказывают непропорционально сильное влияние на эмоции и поведение субъекта».

Предметы, оказавшиеся перед глазами, алкоголь делает еще более объемными, тогда как задний план отодвигается еще дальше. Сиюминутные соображения доминируют и занимают все больше мыслей, а вопросы долговременного характера меркнут и отступают.

Попробуем проиллюстрировать это примерами. Многие люди пьют, когда им плохо, полагая, что выпивка прогонит печальные мысли. Они следуют теории растормаживания: алкоголь должен высвободить бодрость и веселье.

Но происходит-то явно не это.

Иногда выпивка бодрит. Однако в других случаях от нее становится лишь хуже.

Теория алкогольной близорукости разрешает этот ребус: все зависит от того, как и где человек пьет. Если на футбольном стадионе в окружении орущих болельщиков, то, безусловно, азарт и интрига происходящего на время вытеснят его заботы и печали. Игра — перед глазами и в центре внимания, а о заботах пока можно и позабыть.

Но если тот же самый человек в одиночку забьется в угол в баре, его тоска только усугубится. Там его ничто не сможет отвлечь. Таким образом, алкоголь оставляет нас на произвол окружения. Он устраняет все, кроме самого непосредственного опыта. […]

…эффект алкогольной близорукости максимально проявляется в ситуации «острого конфликта» — когда существует противоречие между двумя наборами факторов, один из которых близок, а другой далек.[…]

Во хмелю ваше понимание собственной личности меняется.

Это важнейший аспект алкогольной близорукости. Старая теория растормаживания полагает, что свойства и мысли, выказываемые субъектом во хмелю, — это, образно выражаясь, очищенная и возогнанная суть его трезвой личности — когда социальные приличия и такт не мешают ее рассмотреть.

Это ваше подлинное «я». Как гласит античная поговорка: «In vino veritas» («Истина в вине»).

Но это устаревший взгляд. Конфликты, заставляющие нас держать в узде свои импульсы, играют важнейшую роль в том, как мы выстраиваем собственный характер.

Каждый из нас воспитывает себя, как-то улаживая конфликт между насущными, сиюминутными устремлениями и более сложными, долговременными интересами. В результате нам удается быть нравственными, трудолюбивыми или ответственными.

Хороший родитель стремится укрощать свои эгоистичные потребности (побыть одному, выспаться) ради далеких глобальных целей (вырастить хорошего человека).

Алкоголь, освобождая наше поведение от этих долгосрочных ограничений, уничтожает нашу подлинную личность.[…]

Алкоголь — не средство проявления человеческой натуры. Это средство ее трансформации.

Литература:

Малкольм Гладуэлл. «Разговор с незнакомцем: Почему мы ошибаемся в людях и доверяем лжецам»

Оцените статью
АКТУАЛЬНЫЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ
Добавить комментарий